Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 167861
1.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) б..гро­вый
2) пл..вцы
3) к..снуть­ся
4) оч..ро­ван­ный
5) похв..лить
2.  
i

Пи­шет­ся Е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) зап..вать ле­кар­ство
2) успеш­ное приз..мле­ние
3) пр..муд­рый совет
4) пласт..лин
5) соб..ра­тель­ни­ца песен и ска­зок
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные есть в сло­вах:

1) а(к/кк)урат­ный
2) а(п/пп)ло­ди­ро­вать
3) поле(с/сс)кий
4) бе(с/сс)ер­деч­ный
5) бе(с/сс)печ­ный
4.  
i

Пи­шет­ся О на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) особ­няч..к
2) изж..га
3) с усач..м
4) ж..нушка
5) вос­хищ..н игрой
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) опер­ные певц.., без..скус­ный
2) крест..янка, необ..ятный
3) в..ет­нам­ский, бе­жать рыс..ю
4) ц..клон, ц..ло­муд­рен­ный
5) много встреч.., коснёш..ся
6.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) на про­сти­ра­ющ..мся про­странств..
2) шту­ков..нка, раз­го­ворч..вый
3) о на­сто­ящ..м по­двиг..
4) в птичь..м пени..
5) из­дань..це, сак­во­яж..к.
7.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) воз­го­ра..мый
2) изъ­езж..нная колея
3) он удерж..т
4) подк­ле..вший об­лож­ку
5) ты рас­серд..шься
8.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)убран­ная с утра по­стель; тру­дил­ся (не)от­ды­хая
2) (не)спе­лая, но вкус­ная ма­ли­на, (не).ми­но­вать беды
3) ни­ко­му (не)из­вест­ные факты; (не)устра­и­ва­ет встреч
4) путь (не)про­ло­жен; (не)вы­со­кий, а низ­кий забор
5) (не)про­сох­шее сено; пол­ный (не)удач­ник
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся НЕ:

 

Какие толь­ко сек­ции я (1) н.. по­се­щал в дет­стве! Сей­час не могу (2) н.. удив­лять­ся этому. Куда (3) н.. за­пи­сы­ва­ли меня ро­ди­те­ли, я (4) н.. за­дер­жи­вал­ся доль­ше, чем на два-три за­ня­тия, (5) н.. в одном круж­ке.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (авто)база
2) (тёмно)крас­ный
3) любо(до­ро­го) по­смот­реть
4) (ин­фор­ма­ци­он­но)ре­клам­ный
5) (полу)улыб­ка
11.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (борт)ме­ха­ник
2) шли (по)ти­хонь­ку
3) (пол)лужи
4) (ве­чер­не)за­оч­ное обу­че­ние
5) (звуко)изо­ля­ци­он­ные ма­те­ри­а­лы
12.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Они мол­ча­ли (в ) про­дол­же­ние всего пути.
2) (Во)время урока кто-то прошёл мимо две­рей.
3) Мы то(же) пойдём в музей.
4) Ре­бя­та от­пра­ви­лись в поход, (не)смот­ряна то что шёл дождь.
5) Время было по­тра­че­но (в)пу­стую.
13.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ко­ло­дез­ное дело _ самая лю­бо­пыт­ная наука.
2) Всё во­круг: до­рож­ные колеи, озяб­ший дубок на обо­чи­не _ спря­та­но под пер­вым сне­гом.
3) Ран­ним утром песнь со­ло­вья _ как на­деж­да на сча­стье.
4) Судь­ба про­сто­го рус­ско­го сол­да­та Ан­дрея Со­ко­ло­ва _ одна из страш­ных че­ло­ве­че­ских судеб, ис­ка­ле­чен­ных вой­ной.
5) Со­ро­ка _ очень кра­си­ва, и живёт она с нами рядом весь год.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) Место как будто спе­ци­аль­но пред­на­зна­че­но для уединённых за­ня­тий.
2) К сча­стью Пе­чо­рин был по­гружён в за­дум­чи­вость.
3) Ве­ро­ят­но визит придётся от­ло­жить.
4) Я же вам ка­жет­ся рас­ска­зы­ва­ла о тра­ди­ци­ях этого дома.
5) Од­на­ко тема ва­ше­го ис­сле­до­ва­ния не от­ли­ча­ет­ся ори­ги­наль­но­стью.
15.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) В сем­на­дцать лет ка­жет­ся что и до самых даль­них гор и даже до звёзд можно до­прыг­нуть.
2) Я не имел од­на­ко об этом деле ни ма­лей­ше­го пред­став­ле­ния.
3) Ирина не рас­ста­ва­лась с этим тер­мо­сом осо­бен­но когда ра­бо­та­ла по ночам.
4) По-моему он был чем-то рас­стро­ен.
5) Без­услов­но она очень уста­ла но ста­ра­лась это не по­ка­зы­вать.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Потом Ку­стец­кий стал ду­мать, за сколь­ко про­дать дом и хо­зяй­ство, и куда по­ехать жить.
2) Он вышел из избы, сел на брев­но и долго смот­рел в тем­но­ту моря, туда где летом ка­тил­ся ночью по го­ри­зон­ту огром­ный диск солн­ца и где те­перь всё чаще зыбко све­ти­лись го­лу­бые стол­бы се­вер­но­го си­я­ния.
3) С реки этот са­рай­чик ни за что не уви­дишь, да и на суше он не сразу за­ме­тен.
4) Бе­ре­ги­тесь по­стро­е­ния воз­душ­ных зам­ков, по­то­му что хотя эти по­строй­ки легче всех дру­гих воз­во­дят­ся, но тя­же­лее всего их раз­ру­шить.
5) Под тя­же­стью горя го­ло­ва его низко опу­сти­лась и спина со­гну­лась.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как вто­рая часть на­зы­ва­ет при­чи­ну, ос­но­ва­ние того, о чём го­во­рит­ся в пер­вой части:

1) Дунул ветер_ всё дрог­ну­ло, ожило и за­сме­я­лось.
2) На дру­гой день проснул­ся, смот­рю_ дед ходит по ба­шта­ну как ни в чём не бы­ва­ло и при­кры­ва­ет ло­пу­хом ар­бу­зы.
3) Трав и цве­тов мало в боль­шом лесу_ по­сто­ян­ная тень не­бла­го­при­ят­на для рас­ти­тель­но­сти.
4) Идти здесь было очень труд­но_ мел­кий ка­мень осыпи под но­га­ми рас­сы­пал­ся и полз.
5) Бить­ся в оди­ноч­ку_ жизни не пе­ре­вер­нуть.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Что это зна­чит? — спро­сил гроз­но Ки­рилл Пет­ро­вич: — До сих пор ты мол­ча­ла и была со­глас­на, а те­перь, когда всё ре­ше­но, ты взду­ма­ла ка­приз­ни­чать и от­ре­кать­ся
2) Поэт В. С. Шеф­нер писал, что: «сло­вом можно убить, сло­вом можно спа­сти, сло­вом можно полки за собой по­ве­сти»
3) «Па­пень­ка, я не люблю князя и не хочу быть его женой!» — за­кри­ча­ла она и вы­бе­жа­ла из ком­на­ты
4) «Какая ты всё-таки мо­ло­дец!» — взгля­нув в лицо Елены, улыб­нул­ся Иван. «Если бы не ты, у меня бы ни­че­го не по­лу­чи­лось», — ото­зва­лась она
5) «Может быть, вы чего-то не­до­го­ва­ри­ва­е­те?» — по­ин­те­ре­со­ва­лась Анна
19.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — У меня так дело по­став­ле­но, что комар носу не под­то­чит, — за­явил ма­стер.
2) Л. Кас­силь го­во­рил, что: «Че­ло­век все­гда яв­ля­ет­ся до­быт­чи­ком».
3) «Вы где ра­бо­та­е­те?» — спро­сил ста­рик у меня. — «А когда уез­жа­е­те?»
4) «Ве­ли­кие рус­ские пи­са­те­ли и поэты-клас­си­ки пи­са­ли на под­лин­но на­род­ном рус­ском языке, — счи­тал Л. Успен­ский и подчёрки­вал: — В бо­га­том их сло­ва­ре за­им­ство­ван­ные слова все­гда за­ни­ма­ли вто­ро­сте­пен­ное место».
5) Ка­ли­нов­ский со­об­щил: «Сей­час в го­ро­де ра­бо­та­ет более трёх тысяч малых пред­при­я­тий-про­из­во­ди­те­лей».
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Целый день шёл дождь 1)_ и 2)_ когда небо на­ко­нец про­свет­ле­ло, дети гурь­бой вы­сы­па­ли на улицу, вдох­ну­ли све­жий 3)_ и влаж­ный воз­дух 4)_ и за­сты­ли от удив­ле­ния 5)_ над рекой сияла огром­ная ра­ду­га.

21.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых про­ис­хо­дит озвон­че­ние со­глас­ных зву­ков:

1) ак­корд
2) от­го­нять
3) сги­нуть
4) солн­це
5) ба­лов­ство
22.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии ме­сто­име­нию?

 

В пан­си­о­на­те по­явил­ся некто, о ком она точно знала, что он экс­тра­сенс.

1) от­ри­ца­тель­ное
2) не­опре­делённое
3) 3-го лица
4) в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа
5) в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа
23.  
i

В каких рядах все при­ча­стия об­ра­зо­ва­ны от од­но­го гла­го­ла?

1) мо­ло­тый, мо­лов­ший, ме­лю­щий
2) про­по­ве­ду­ю­щий, про­по­ве­ду­е­мый, про­по­ве­до­вав­ший
3) вос­про­из­ведённый, вос­про­из­во­див­ший, вос­про­из­во­дя­щий
4) под­хва­чен­ный, под­хва­тив­ший, под­хва­ты­ва­е­мый
5) по­лу­ча­е­мый, по­лу­ча­ю­щий, по­лу­чив­ший
24.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) В рус­ском языке есть раз­но­спря­га­е­мые гла­го­лы.
2) От гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида нель­зя об­ра­зо­вать де­е­при­ча­стия со­вер­шен­но­го вида.
3) На­ги­на­юсь, на­ги­нал­ся — это пра­виль­но об­ра­зо­ван­ные формы гла­го­ла на­ги­бать­ся.
4) В пред­ло­же­нии Даша по­про­си­ла его объ­яс­нить за­да­чу ин­фи­ни­тив яв­ля­ет­ся ча­стью со­став­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го.
5) В гла­голь­ных фор­мах пред­ло­жить, пред­ло­жив уда­ре­ние па­да­ет на по­след­ний слог.
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Эта книга на нас ока­за­ла боль­шое впе­чат­ле­ние.
2) Я был очень рад, что смог сде­лать услу­гу этому из­вест­но­му в го­ро­де че­ло­ве­ку.
3) Боль­шая по­ло­ви­на вы­ступ­ле­ния по­свя­ще­на кри­ти­ке.
4) Глав­ную роль в этом филь­ме сыг­рал по­да­ю­щий на­деж­ды мо­ло­дой актёр.
5) Аби­ту­ри­ен­ты, успеш­но сдав­шие эк­за­ме­ны, были за­чис­ле­ны на пер­вый курс уни­вер­си­те­та.
26.  
i

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Для по­куп­ки ве­ло­си­пе­да не хва­та­ло по­лу­то­рас­от руб­лей
2) В парке боль­ше всего дети любят ат­трак­ци­он с ка­ру­се­лем
3) Ста­рый фо­то­аль­бом ба­буш­ка очень берегёт
4) Угол ком­на­ты тёмен и пуст
5) Раз­ло­жив все вещи по своим ме­стам, он от­пра­вил­ся пить чай
27.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Окон­чив уни­вер­си­тет, его мечта ра­бо­тать в Москве обя­за­тель­но сбу­дет­ся
2) Ме­ха­ник стан­ко­стро­и­тель­но­го за­во­да Де­ря­бин хотел успеть на ав­то­бус, ко­то­рый то­ро­пил­ся домой к жене и детям
3) На со­ве­ща­ние люди при­шли об­ме­нять­ся не толь­ко опы­том, но и про­ана­ли­зи­ро­вать до­пу­щен­ные ошиб­ки и на­ме­тить план даль­ней­шей ра­бо­ты
4) Сын по­де­лил­ся с отцом сво­и­ми пла­на­ми на лето
5) Опыт­ный пче­ло­вод Пе­ла­гея Ан­дре­ева про­чи­та­ла сту­ден­там лек­цию о поль­зе раз­ных видов мёда
28.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Опыт­ный врач Жу­ков­ская все­гда вни­ма­тель­на к боль­ным.
2) Де­душ­ка сер­ди­то при­крик­нул на детей, что тише, дети, тише!
3) Учёные хотят по­знать и вник­нуть в тайны при­ро­ды.
4) Боль­шое вни­ма­ние он уде­лил на тес­ную связь между ка­че­ством ра­бо­ты и дис­ци­пли­ни­ро­ван­но­стью.
5) На ар­хео­ло­ги­че­ской вы­став­ке пред­став­ле­ны че­ты­ре самые ин­те­рес­ные на­ход­ки по­след­них лет.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) При­бли­жа­лась буря. (2) Мы спу­сти­ли парус в одно мгно­ве­ние. (3) Не­сколь­ко уда­ров весла  — и лодка укры­лась за ги­гант­ской ба­заль­то­вой сте­ной, попав в от­но­си­тель­но спо­кой­ный водоём. (4) В самой се­ре­ди­не на­ше­го укры­тия под­ни­мал­ся из воды боль­шой плос­кий ка­мень. (5) По­верх­ность этого камня была по­кры­та бу­ры­ми во­до­рос­ля­ми и ра­ко­ви­на­ми. (6) Во­круг нас вы­си­лись ги­гант­ские утёсы, круто, а ме­ста­ми от­вес­но об­ры­ва­ю­щи­е­ся в море.

(7) Волны с гро­хо­том та­ра­ни­ли стену, но она стой­ко вы­дер­жи­ва­ла на­тиск моря. (8) Вет­ром пе­ре­бра­сы­ва­ло через неё брыз­ги. (9) Волны пе­ни­лись, дро­би­лись и, ослаб­лен­ные, с ур­ча­ни­ем ухо­ди­ли за ба­заль­то­вую стен­ку, выплёски­ва­ясь на камни, к ко­то­рым была при­вя­за­на лодка.

(10) Вы­ка­чав из лодки воду, мы пе­ре­бра­ли всё наше иму­ще­ство и уло­жи­ли его по­луч­ше, при­крыв свер­ху бре­зен­том и об­вя­зав по­креп­че верёвками. (11) Затем мы оде­лись по­теп­лее и сели на свои места в лодке, на­де­ясь, что ветер стих­нет и море хоть не­мно­го успо­ко­ит­ся.

(12) Но, во­пре­ки нашим ожи­да­ни­ям, силь­ная волна под­хва­ти­ла лодку, как пёрышко, и на греб­не вы­нес­ла в от­кры­тое море. (13) Ветер хлест­нул по лицу хо­лод­ной из­мо­ро­сью. (14) Лодка силь­но на­кре­ни­лась: про­шла вто­рая боль­шая волна, потом тре­тья. (15) Слов­но ра­не­ная птица, увле­ка­е­мая силь­ным вет­ром, по­мча­лась наша лодка вдоль бе­ре­га. (16) Ни­че­го не было видно: ни где кон­ча­ет­ся вода, ни где на­чи­на­ет­ся небо.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, ука­жи­те, на какие во­про­сы в тек­сте нет от­ве­тов.

1) Где укры­лась лодка ?
2) Какие по­вре­жде­ния об­на­ру­жи­ли пу­те­ше­ствен­ни­ки в лодке?
3) На что на­де­я­лись пу­те­ше­ствен­ни­ки?
4) Что про­изо­шло после при­хо­да силь­ной волны?
5) Как были спа­се­ны пу­те­ше­ствен­ни­ки?
30.  
i

(1) Чарт­ков сде­лал­ся мод­ным жи­во­пис­цем во всех от­но­ше­ни­ях. (2) Чаще стал бы­вать на обе­дах, со­про­вож­дать дам в га­ле­реи и на гу­ля­нья, ще­голь­ски оде­вать­ся. (3) Дома у себя он завёл опрят­ность и чи­сто­ту в выс­шей сте­пе­ни, опре­де­лил двух ве­ли­ко­леп­ных ла­ке­ев, завёл ще­голь­ских уче­ни­ков, за­нял­ся улуч­ше­ни­ем раз­ных манер. (4) Скоро в нём нель­зя было узнать того скром­но­го и та­лант­ли­во­го ху­дож­ни­ка, ко­то­рый ра­бо­тал когда-то не­за­мет­но в своей ла­чуж­ке на Ва­си­льев­ском ост­ро­ве.

(5) Когда в жур­на­лах по­яв­ля­лась пе­чат­ная хвала ему, он ра­до­вал­ся, как ребёнок, хотя эта хвала была куп­ле­на им за свои же день­ги. (6) Слава его росла, ра­бо­ты и за­ка­зы уве­ли­чи­ва­лись. (7) Но уже стали ему на­до­едать одни и те же порт­ре­ты и лица. (8) Уже без боль­шой охоты он писал. (9) Ум уста­вал при­ду­мы­вать и об­ду­мы­вать. (10) Кисть его хла­де­ла и ту­пе­ла. (11) Он видел толь­ко мун­дир да фрак, перед ко­то­ры­ми чув­ству­ет холод ху­дож­ник и па­да­ет вся­кое во­об­ра­же­ние.

(12) При­кос­но­ве­ние пре­крас­но­го уже не пре­вра­ща­ло дев­ствен­ных сил в огонь и пламя. (13) Но все от­го­рев­шие чув­ства ста­но­ви­лись до­ступ­нее к звуку зо­ло­та, вслу­ши­ва­лись вни­ма­тель­нее в его за­ман­чи­вую му­зы­ку и мало-по­ма­лу поз­во­ля­ли ей со­вер­шен­но усы­пить себя. (14) Зо­ло­то сде­ла­лось его стра­стью, иде­а­лом, стра­хом, на­сла­жде­ни­ем, целью.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) ху­до­же­ствен­ный стиль речи;
2) пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи;
3) тип речи — рас­суж­де­ние;
4) за­да­ча речи — рас­ска­зать чи­та­те­лю, какие ра­бо­ты были на­пи­са­ны ху­дож­ни­ком в ма­лень­кой квар­тир­ке на Ва­си­льев­ском ост­ро­ве;
5) за­да­ча речи — со­здать ху­до­же­ствен­ный образ мод­но­го жи­во­пис­ца, по­ка­зать, как слава и бо­гат­ство по­сте­пен­но ста­но­вят­ся смыс­лом жизни не­ко­гда скром­но­го и та­лант­ли­во­го ху­дож­ни­ка.
31.  
i

(1) Я про­сы­па­юсь от хо­ло­да. (2) Вы­ле­заю из-под оде­я­ла, иду во двор за по­ле­нья­ми. (3) С де­ся­ток по­ле­ньев несу в дом. (4) На­щи­пал лу­чи­ны и за­то­пил печь. (5) Запах огня был чист и резок. (6) Дым, белый как снег, пошёл в трубу, и я долго смот­рел на него.

(7) Через не­сколь­ко часов на небе по­ка­за­лось яркое сол­ныш­ко.

(8) Его лучи стали про­ни­кать через не­плот­но при­творённые став­ни, зо­ло­ти­ли из­раз­цо­вую печь и стены. (9) Какие толь­ко пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся на солн­це крас­ки здесь не иг­ра­ли!

(10) Печь уже тре­ща­ла. (11) Я взял две бадьи и пошёл за водой. (12) Вы­со­ко на­топ­тан­ная тро­пин­ка зве­не­ла под ва­лен­ка­ми фар­фо­ро­вым зво­ном. (13) Снег на солн­це был до того ярок и све­тел, что глаза не­про­из­воль­но щу­ри­лись, а в тени от домов чётко ощу­ща­лась глу­бин­ная снеж­ная си­не­ва.

(14) На­брав воды, я пошёл домой. (15) Ды­ша­лось легко, глу­бо­ко. (16) Я не слы­шал сво­е­го серд­ца. (17) Дома налил воды в са­мо­вар, на­брал в же­лез­ный совок ру­мя­ных, уже успев­ших на­го­реть углей и опу­стил их в нутро са­мо­ва­ра. (18) Са­мо­вар за­шу­мел почти тот­час же.

(19) Я рас­крыл банку сгущёнки, за­ва­рил чай и на­ре­зал хлеб. (20) Хо­ро­шо-то как!

Про­чи­тай­те текст и ука­жи­те вы­ска­зы­ва­ния, ко­то­рые точно от­ра­жа­ют со­дер­жа­ние тек­ста:

1)  Жарко на­топ­лен­ная печь не да­ва­ла спать.

2)  От яр­ко­го снега при­хо­ди­лось щу­рить глаза.

3)  Лучи солн­ца иг­ра­ли раз­но­цвет­ны­ми крас­ка­ми на сте­нах.

4)  На мо­ро­зе хо­ро­шо ощу­ща­лось би­е­ние серд­ца.

5)  Сгу­щен­ка, чай и хлеб  — вот и весь зав­трак.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А17—А18 и В1—В9

 

(1) Крас­ки и свет в при­ро­де надо не столь­ко на­блю­дать, сколь­ко ими по­про­сту жить. (2) Для ис­кус­ства го­дит­ся толь­ко тот ма­те­ри­ал, ко­то­рый за­во­е­вал место в серд­це. (3) Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. (4) Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. (5) Толь­ко после его кар­тин мы тоже на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся, что не за­ме­ча­ли этого рань­ше.

(6) Фран­цуз­ский ху­дож­ник Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство. (7) Ра­бо­тал Моне в обык­но­ве(н/нн)ый лон­дон­ский ту­ман­ный день. (8) На кар­ти­не ху­дож­ни­ка го­ти­че­ские очер­та­ния аб­бат­ства, едва вы­сту­па­ющ..е из ту­ма­на.

(9) Когда кар­ти­на была вы­став­ле­на, она про­из­ве­ла смя­те­ние среди лон­дон­цев. (10) Они были по­ра­же­ны, что туман у Моне был окра­шен в баг­ро­вый цвет, тогда как всем из­вест­но, что цвет ту­ма­на серый.

(11) Дер­зость Моне вы­зва­ла сна­ча­ла воз­му­ще­ние. (12) Но воз­му­ще­ние про­шло, когда лон­дон­цы вышли на улицы, вгля­де­лись в туман и впер­вые за­ме­ти­ли, что он дей­стви­тель­но баг­ро­вый.

(13) Тот­час на­ча­ли ис­кать этому объ­яс­не­ние. (14) Со­гла­си­лись, что крас­ный от­те­нок ту­ма­на за­ви­сит от оби­лия дыма. (15) Кроме того, этот цвет ту­ма­ну при­да­ют крас­ные кир­пич­ные лон­дон­ские дома. (16) Но как бы там ни было, Моне по­бе­дил. (17) После его кар­ти­ны все на­ча­ли ви­деть лон­дон­ский туман таким, каким его уви­дел ху­дож­ник. (18) Моне даже про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на».

Ука­жи­те фо­не­ти­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие слову, вы­де­лен­но­му в 6-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер, 1245.

 

1)  в слове че­ты­ре слога;

2)  в слове есть пять со­глас­ных зву­ков;

3)  в слове есть не­пар­ный мяг­кий со­глас­ный звук;

4)  в слове все со­глас­ные звуки твёрдые;

5)  в слове ко­ли­че­ство букв и зву­ков не сов­па­да­ет.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Му­зы­ка (от гре­че­ско­го «musike»  — ис­кус­ство муз)  — вид ис­кус­ства, в ко­то­ром ху­до­же­ствен­ные об­ра­зы фор­ми­ру­ют­ся с по­мо­щью зву­ков и ко­то­рый ха­рак­те­ри­зу­ет­ся особо ак­тив­ным и не­по­сред­ствен­ным воз­дей­стви­ем на внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка.

(2) Звук как ос­но­ва му­зы­каль­ной об­раз­но­сти и вы­ра­зи­тель­но­сти лишён смыс­ло­вой кон­крет­но­сти слова, не вос­про­из­во­дит фик­си­ро­ван­ных, ви­ди­мых кар­тин мира зву­ча­щим ис­кус­ством му­зы­ку де­ла­ет ин­то­на­ция. (3) К сред­ствам вы­ра­зи­тель­но­сти в му­зы­ке от­но­сят­ся также сле­ду­ю­щие ком­по­нен­ты му­зы­каль­ной формы: ме­ло­дия, фак­ту­ра, по­ли­фо­ния, гар­мо­ния, ритм, ком­по­зи­ция и дру­гие.

(4) Му­зы­ка об­ла­да­ет ярко вы­ра­жен­ны­ми на­ци­о­наль­ны­ми чер­та­ми, про­яв­ля­ю­щи­ми­ся в её ин­то­на­ци­он­ном, ме­ло­ди­че­ском, рит­ми­че­ском строе. (5) Осо­бен­но ха­рак­тер­но это для на­род­но­го му­зы­каль­но­го твор­че­ства, пред­став­лен­но­го в куль­ту­ре каж­дой нации.

(6) В за­ви­си­мо­сти от средств, с по­мо­щью ко­то­рых вос­про­из­во­дит­ся му­зы­ка, раз­ли­ча­ют во­каль­ную, ин­стру­мен­таль­ную, во­каль­но-ин­стру­мен­таль­ную му­зы­ку. (7) Раз­ли­ча­ют также виды му­зы­ки (сим­фо­ни­че­ская, опер­ная, ка­мер­ная и др.) и жанры (песня, танец, со­на­та, сюита, этюд, сим­фо­ния, опера).

(8) Спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти му­зы­ки, её спо­соб­ность вы­ра­жать тон­чай­шие от­тен­ки чувств и пси­хи­че­ских со­сто­я­ний, а также воз­дей­ство­вать на глу­бин­ный мир че­ло­ве­ка де­ла­ют по­нят­ной ту роль, ко­то­рая от­во­ди­лась ей как сред­ству вос­пи­та­ния на про­тя­же­нии всей ис­то­рии раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства. (9) Зна­чи­тель­ное воз­дей­ствие на че­ло­ве­ка ока­зы­ва­ет клас­си­че­ская му­зы­ка, об­ла­да­ю­щая свой­ством по-сво­е­му

со­вер­шен­ство­вать и воз­вы­шать душу.

Най­ди­те в 5- м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью при­мы­ка­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

34.  
i

(1) Я про­сы­па­юсь от хо­ло­да. (2) Вы­ле­заю из-под оде­я­ла, иду во двор за по­ле­нья­ми. (3) С де­ся­ток по­ле­ньев несу в дом. (4) На­щи­пал лу­чи­ны и за­то­пил печь. (5) Запах огня был чист и резок. (6) Дым, белый как снег, пошёл в трубу, и я долго смот­рел на него.

(7) Через не­сколь­ко часов на небе по­ка­за­лось яркое сол­ныш­ко.

(8) Его лучи стали про­ни­кать через не­плот­но при­творённые став­ни, зо­ло­ти­ли из­раз­цо­вую печь и стены. (9) Какие толь­ко пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся на солн­це крас­ки здесь не иг­ра­ли!

(10) Печь уже тре­ща­ла. (11) Я взял две бадьи и пошёл за водой. (12) Вы­со­ко на­топ­тан­ная тро­пин­ка зве­не­ла под ва­лен­ка­ми фар­фо­ро­вым зво­ном. (13) Снег на солн­це был до того ярок и све­тел, что глаза не­про­из­воль­но щу­ри­лись, а в тени от домов чётко ощу­ща­лась глу­бин­ная снеж­ная си­не­ва.

(14) На­брав воды, я пошёл домой. (15) Ды­ша­лось легко, глу­бо­ко. (16) Я не слы­шал сво­е­го серд­ца. (17) Дома налил воды в са­мо­вар, на­брал в же­лез­ный совок ру­мя­ных, уже успев­ших на­го­реть углей и опу­стил их в нутро са­мо­ва­ра. (18) Са­мо­вар за­шу­мел почти тот­час же.

(19) Я рас­крыл банку сгущёнки, за­ва­рил чай и на­ре­зал хлеб. (20) Хо­ро­шо-то как!

Опре­де­ли­те, какой звук в слове, вы­де­лен­ном в 11-м пред­ло­же­нии тек­ста из за­да­ния В1, оха­рак­те­ри­зо­ван не­пра­виль­но, и за­пи­ши­те нуж­ный номер:

1)  [П]  — согл., звонк., твёрд.;

2)  [а]  — гл., без­ударн.;

3)  [ш]  — согл., глух., тверд.;

4)  [о] - гл., ударн.;

5)  [л]  — согл., звонк., твёрд.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Шин­шил­лы  — это гры­зу­ны се­мей­ства шин­шил­ло­вых. (2)Длина тела ва­рьи­ру­ет­ся от 22 до 38 сан­ти­мет­ров. (3) Масса взрос­лой особи со­став­ля­ет от 0,5 до 1 ки­ло­грам­ма. (4) Для гры­зу­нов се­мей­ства шин­шил­ло­вых ха­рак­тер­ны круп­ные уши и узкие удлинённые стоты. (5) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти четырёхпа­лые, од­на­ко паль­цы зад­них ко­неч­но­стей зна­чи­тель­но уко­ро­че­ны. (6) Ске­лет тон­ко­кост­ный, малая бер­цо­вая кость не­боль­шая и не сра­ще­на с боль­шой бер­цо­вой.

(7) Во­ло­ся­ной по­кров гу­стой, мяг­кий. (8) Окрас спин­ной сто­ро­ны тела го­лу­бо­ва­то серый, брюш­ная же по­верх­ность жел­то­ва­то-белая. (9) Хвост по­крыт жёстки­ми во­ло­са­ми. (10) Усы, или виб­риссы, мно­го­чис­лен­ные, длин­ные, бе­ло­го либо чёрного цвета.

(11) Череп с ярко вы­ра­жен­ным ме­жглаз­нич­ным суже­ни­ем. (12) Рез­цо­вые от­вер­стия длин­ные, ниж­няя че­люсть имеет узкие уг­ло­вые от­рост­ки, резко на­прав­лен­ные вверх.

(13) У гры­зу­нов дан­но­го вида в ДНК-на­бо­ре ше­сть­де­сят че­ты­ре хро­мо­со­мы, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют опре­делённую жиз­не­стой­кость по­пу­ля­ции.

(14) Пред­ста­ви­те­ли шин­шил­ло­вых ведут ак­тив­ный ноч­ной образ жизни и, как пра­ви­ло, мо­но­гам­ны.

(15) Из-за цен­но­го меха шин­шил­лы в два­дца­том веке были прак­ти­че­ски уни­что­же­ны. (16) Од­на­ко в на­сто­я­щее время они охра­ня­ют­ся го­су­дар­ством и их чис­лен­ность по­сте­пен­но воз­рас­та­ет.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное во 12-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В4

(1) Был хо­ро­ший май­ский день. (2) Своё сво­бод­ное время я про­во­дил, бродя по бу­лыж­ным мо­сто­вым, по ко­то­рым так редко про­ез­жа­ли ав­то­мо­би­ли, что между кам­ней росла не­при­хот­ли­вая, вы­нос­ли­вая трав­ка.

(3) Ста­рый рус­ский го­ро­док, кир­пич­но-бурый, ма­ло­этаж­ный, с гор­ба­ты­ми улоч­ка­ми, смот­рел на меня ге­ра­ни­е­вы­ми сво­и­ми окош­ка­ми. (4) За кра­ше­ны­ми-пе­ре­кра­ше­ны­ми за­бо­ра­ми юти­лись тес­ные дво­ри­ки, за­рос­шие тра­вой с ярко-жёлтыми оду­ван­чи­ка­ми и ку­ста­ми цве­ту­щей си­ре­ни. (5) Кир­пич­ные ре­льеф­чи­ки на фа­са­дах обречённых на снос дрях­лых домов, кир­пич­ные укра­ше­ния над ок­на­ми, по­хо­жие на удивлённо под­ня­тые брови,  — всё это резко кон­тра­сти­ро­ва­ло с белёными фа­са­да­ми новых домов, под­няв­ших­ся на окра­и­нах го­ро­да.

(6) Ста­ри­ки си­де­ли на ска­ме­еч­ках перед этими до­ма­ми, под цве­ту­щи­ми на под­окон­ни­ках ро­зо­вы­ми и алыми баль­за­ми­на­ми. (7) Мне, сто­лич­но­му жи­те­лю, волею слу­чая по­пав­ше­му в этот тихий уго­лок ис­кон­но рус­ской жизни, было очень хо­ро­шо, душу мою пе­ре­пол­ня­ли такие доб­рые чув­ства к ста­рым людям, ко­то­рые вни­ма­тель­но смот­ре­ли на меня, когда я про­хо­дил мимо, что я, как со ста­ры­ми зна­ко­мы­ми, как срод­ны­ми, здо­ро­вал­ся с ними. (8) Слыша в ответ удивлённое и тихое «зд­расте», я сму­щал­ся, будто люди ода­ри­ва­ли меня, слу­чай­но­го про­хо­же­го, не­за­слу­жен­ным бла­го­сло­ве­ни­ем.

(9) Бродя по улоч­кам, ко­то­рые вели то вверх, то вниз, я вышел к кра­е­вед­че­ско­му музею. (10) Пло­щад­ка перед этим му­зе­ем, за­тя­ну­тая соч­ной тра­вой, в ко­то­рой ярко све­ти­лись пу­ши­стые цветы оду­ван­чи­ков, была по­хо­жа на ста­рый цер­ков­ный дво­рик с про­топ­тан­ны­ми тро­па­ми, с по­ко­сив­шей­ся чу­гун­ной решёткой на серых стол­бах из пес­ча­ни­ка.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 1—5) слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­ра­ми (на­при­мер, 8) в об­ласть от­ве­тов.

37.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   за­ра­бо­ток

Б.   об­та­чи­вал

В.   по-ураль­ски

Г.   за­бот­ли­вый

1.   ко­рень+ суф­фикс + окон­ча­ние

2.   ко­рень+ суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

3.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

4.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс+ окон­ча­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Ноше..ые боль­ным вещи нужно сло­жить от­дель­но.

Б.   Сквозь опуще..ые рес­ни­цы она вни­ма­тель­но на­блю­да­ла за ним.

В.   Его бо­тин­ки на­чи­ще..ы ещё с ве­че­ра.

Г.   Все де­та­ли в опи­са­нии ге­ро­ев су­ще­стве.. ы.

1)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия (или при­ла­га­тель­но­го), об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида.

2)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого с за­ви­си­мым сло­вом.

3)  Одна буква н пи­шет­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого без за­ви­си­мо­го слова.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го имеет две буквы н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

6)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от су­ще­стви­тель­но­го с по­мо­щью суф­фик­са -енн-.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те, ка­ки­ми ча­стя­ми речи яв­ля­ют­ся вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Не­уже­ли ты по­ху­де­ла?

Б)  По­сре­ди лу­жай­ки си­не­ли ост­ров­ки не­за­бу­док.

В)  Рас­цвет­ка сви­те­ра слиш­ком яркая.

Г)  Не знаю, кем его за­ме­нить.

1)  ча­сти­ца

2)  союз

3)  пред­лог

4)  ме­сто­име­ние

5)  на­ре­чие

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А)  От­ве­та на мой во­прос не по­сле­до­ва­ло.

Б)  Чуть по­бе­ле­ло небо на во­сто­ке.

В)  Пе­ре­дох­ну, у печки со­гре­юсь и опять от­прав­люсь в лес.

Г)  Скво­реч­ни­ки по­ве­си­ли в парке ран­ней вес­ной.

1)  дву­со­став­ное

2)  опре­делённо-лич­ное

3)  не­опре­делённо-лич­ное

4)  на­зыв­ное

5)  без­лич­ное

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.